СТРАХОВОЙ РЫНОК УКРАИНЫ 1991-2010.

опубліковано 24 лют. 2010 р., 06:32 Igor Lubashenko   [ оновлено 10 серп. 2017 р., 09:00 ]
Игорь Леонидович Любашенко
InsCom
Средний годовой расход одного жителя Украины на обязательнае виды страхования составляет около 140 грн., а добровольно полисы практически никто не покупает Это не препятствует существованию более 400 страховых компаний. Что они делают? За счет чего живут? Где собрали в 2009 кризисном году 19 млрд. грн.? Кто вообще у нас страхуется? На эти вопросы не ответит не то что абсолютное большинство украинцев, но и многие работники страховых компаний.
    
Что такое страховая защита?
Пример из западной страховой практики: в 1991 году в Новой Зеландии у туристов на пляже украли машину с документами и с деньгами. Они позвонили в страховую компанию, где была застрахована машина, и там ответили: «Идите в такую-то гостиницу, мы перечислим оплату за гостиницу и за питание. Завтра мы пригоним машину, на которой вы сможете вернуться домой и пользоваться ей, пока мы либо не найдем вашу машину, либо не дадим новую» (История страхования. СК «Славия»).
    
Что мы понимаем под страховым рынком?
Есть ли на самом деле в Украине страховой рынок? Для начала давайте определимся с терминологией. Проанализировав определения слова «рынок» выделим те понятия, которые в них встречаются. Это: удовлетворение потребностей, покупатели и продавцы, спрос и предложение.
Теперь посмотрим презентации страхового рынка Украины за последние 15 лет. Страховой рынок – это: Госфинуслуг, ЛСОУ, ведущие страховые компании. Основной показатель рынка - объем собранных премий. Где тут страхователи с их потребностями? Где страховые услуги? Их нет, и не может быть, т.к. «страховому рынку» они давно не интересны.
 
Классическое страхование в начале 90-х
Первые коммерческие страховые компании по аналогии с Госстрахом занимались классическим страхованием. Появившееся в те годы накопительное страхование и страхование кредитов тоже можно назвать классическими, хотя и работали компании по принципу «пирамид». У «Саламандры» и «Ометы-инстер» было намного больше страхования, чем у большинства современных компаний.
Накопительное страхование и страхование кредитов исчезли с остановкой гиперинфляции, а существовавшие при союзе обязательное сельскохозяйственное страхование, страхование жизни, обязательное страхование домашнего имущества были разрушены.
 
Переход к схемному страхованию
Спустя некоторое время оказалось, что механизм страхования предоставляет большие возможности: низкое налогообложение, возможность перевода денег из пункта А в пункт Б (в т.ч. за границу), получение денег без фактического оказания услуг (риски с нулевой вероятностью). Появившееся в результате так называемое «схемное страхование» оказалось востребованным как бизнесом, так и государством.
Основные ми видами страхования становятся:
  • ДМС – Оплата бесплатных медицинских услуг работникам предприятий. используя механизм страхования, финансовая оптимизация предприятий.
  • Имущество, финансовые риски - оптимизация налоообложения предприятий.
  • Зеленая, Синяя карта, Travel – обязательные виды (по закону о Страховании и Туризме).
Королевство кривых зеркал
В 1996 году число компаний достигло 800, деятельность большинства из которых уже не имела ничего общего с классическим страхованием, страховой бизнес все больше отдалялся от сути страхования – управления рисками. Для вывода капиталов за рубеж использовался механизм перестрахования.
До 2003 года физических лиц вообще не страховали по добровольным видам страхования. А зачем? Зачем лишняя головная боль, если все гораздо проще – подписал генеральный договор, получил деньги от предприятия, не желающего платить налог на прибыль, и отдал их в перестрахование. Для дополнительной поддержки страхового рынка придумали еще более 30-и обязательных видов страхования, по большинству из которых выплат вообще никогда не было.
 
Кривые зеркала классического страхования
Страхование физических лиц все же началось в 2003 году. И началось с банкострахования – обязательного приобретения в банке полиса КАСКО для получения кредита на автомобиль. В наших условиях банкострахование лишило участников рынка права выбора, обязывая покупать страховку с фиксированными условиями в аккредитованной компании. Банкиры с помощью аккредитации стали регулировать рынок, с гордостью заявляя, что в Украине нет страхового рынка, а есть банкострахование. Следует заметить, что в Европе по банкострахованию продаются, в основном, полисы по страхованию жизни.
Аналитики отмечают, что уровень классики в 2005 году составлял около 20%, в 2009 около 40%. Если же применить формальные критерии, то этот показатель будет гораздо ниже: даже ОСАГО им не соответствует вследствие низкой убыточности.
 
Кривые зеркала страхового рынка
Зависимость от схем все больше отдаляет страховой рынок от сути страхования, от его роли финансовой системе и миссии в современном обществе. Законотворчество, рентабельность бизнеса, менталитет, ценности и приоритеты, рейтингование, присвоение званий, менеджмент, страховая наука, подготовка специалистов приобретали специфические формы. В этих кривых зеркалах страховой рынок выглядит быстро развивающимся и перспективным.
В ВУЗах по специальности «Страхование» учат не управлению рисками, не работе с клиентами, а бухгалтерскому учету. Полномочия, принятие решений в страховых компаниях перешло от методологов, страховых менеджеров к бухгалтерам. Основная масса страховых компаний уже не умеет и не хочет заниматься реальным страхованием.
 
Правдивое зеркало
Когда действительно нужно заняться страхованием, появляются проблемы. Обратимся к истории украинского ОСАГО. С 1997 года страховые компании постоянно жаловались на то, что ОСАГО не выгодно, работая на 8-15% убыточности около 10 лет (в 2005 году – 7,9%). И когда в 2009 году уровень выплат составил 44%, начались проблемы. Большую часть разницы между платежами и выплатами за эти годы проел затратный, не рассчитанный на ритейл страховой бизнес в целом и неэффективный бизнес-процесс ОСАГО в частности. Поэтому обычный для Европы уровень убыточности в 70-90% для нас смертельный. И это объективная реальность. Следует отметить, что эффективность ОСАГО зависит не только от страховщиков, ни и от действий государства.
 
Схемы - по ту сторону зеркала
Если схемное страхование до сих пор существует, значит это нужно стране. Но при этом не должна страдать страховая защита бизнеса и граждан. Эксперты TACIS рекомендуют страховому рынку отделять схемное страхование от классического. Наверное, было бы полезно по аналогии с лайфовыми компаниями с приставкой «-життя» сделать еще категорию схемных компаний с приставкой, которая нормально отображается в зеркалах, например «ланбо-» или «акйом-».
 
Условие эффективности
Сегодня крайне необходимы научные исследования по повороту рынка от схемной модели к удовлетворению потребностей общества. Для этого предлагаются различные пути реформирования рынка, внедрения саморегулирования путем внесений изменений в закон “О страховании” и в Конституцию Украины.
Но есть ключевая проблема, которую не разрешишь росчерком пера – производительность труда в страховом секторе. Высокие расходы на ведение дела, неразвитость технологий управления рисками, методов анализа делают невозможным реализацию на практике страховыми компаниями своей основной задачи – управления рисками клиентов. Причина кроется в чрезвычайно низком уровне использования специализированных страховых информационных систем. Сегодня только около 10% страховых компаний используют такие системы (наиболее распространенная на рынке и соответствующая европейским стандартам – информационная система InsCom). Остальные компании ведут «посмертный учет» общих цифр силами бухгалтеров в 1С, оставляя менеджерам страховых подразделений и продавцам для автоматизации бизнес-процессов и анализа информации электронную почту и MS Excel.
 
Причины слабого использования информационных систем в страховании
С учетом сложности внедрения комплексных автоматизированных систем в 90-х годах использовались апробированные и дешевые бухгалтерские программы типа 1С и Парус. Учитывая схемную природу рынка того времени, обработка информации сводилась к подготовке отчетности для контролирующих органов. Поскольку отечественная страховая наука не уделила внимание правилам учета и отчетности для страхового рынка, контролирующие органы стали требовать страховую отчетность по методу начисления. Почему был взят именно метод начисления? Кроме данных бухгалтерского учета, использующего данный метод, в страховых компаниях других посчитанных цифр просто не было. Да и единственным ответственным работником, способным «посчитать» правильные цифры был бухгалтер. С тех пор в качестве базы для расчета показателей страховой отчетности (в т.ч. резервов) для Госфинуслуг используются начисленные платежи (взносы).
 
Отличие бухгалтерской и страховой отчетности
В общем случае, начисленные платежи не совпадают ни с подписанными премиями, ни с полученными премиями. Их нет в полисе. Даже если их рассчитать в страховой системе по каждому полису, они все равно не совпадут с начислениями укрупненными цифрами в бухгалтерском учете. Так же отличается и разбивка платежей по видам страхования. В случае сложных полисов в бухгалтерии зачастую не разбивают платеж пропорционально рискам полиса, а относят весь платеж на один вид страхования.
Поскольку за основу традиционно берутся данные бухгалтерского учета, страховые системы, выдающие «неправильные цифры», оставались не востребованными.
В результате, в большинстве компаний данные по каждому полису вообще не хранятся в базах данных, не говоря уже о представлении их с необходимым уровнем детализации.
 
Внедрение страховых стандартов обработки информации
Связать классический страховой и национальный бухгалтерский учет удается лишь небольшому числу компаний либо с помощью квалифицированных методологов, либо с помощью героических усилий. В редких случаях есть понимание, что данные бухгалтерской и страховой отчетности не совпадают - даже МТСБУ требует совпадения платежей по полисам в базе данных (подписанных брутто-премий) и данных бухгалтерских учетов (начисленных премий), чего не может быть по определению.
В Госфинуслуг в 2010 году сказали, «что у 99% компаний финотчетность не соответствует не только международным, но даже отечественным требованиям».
Может, это хороший повод определить для страхового рынка нормальную методику обработки данных, позволяющую использовать страховые системы и рассчитывать показатели по каждому полису? И считать резервы, суммы премий, выплат не по тому, что попадает под налогообложение, а так, как это принято в страховой науке и в европейской практике? Термин «начисленные платежи» в украинском понимании не встречается ни в одном учебнике и ни в одном словаре по страхованию.
 
Создание эффективного механизма страховой защиты
Увеличение производительности страховой отрасли возможно лишь путем популяризации и внедрения европейских подходов в построении и автоматизации бизнес-процессов, использования соответствующей страховой терминологии, отчетности, методов анализа.
Разработка Госфинуслуг обязательных требований персонифицированного учета полисов с необходимым уровнем детализации, подготовки отчетности по этим данным позволит перейти к использованию страховых систем.
Практическое решение данной задачи видится в объединении усилий украинской страховой науки, украинских разработчиков, МТСБУ, Госфинуслуг, западного консалтинга. В качестве примеров практической работы можно привести сотрудничество украинского разработчика системы InsCom и английской консалтинговой компании Manson McCall International Ltd, требование Госфинуслуг о подготовке отчетности по МСФО, требование МТСБУ об учете каждого проданного полиса и каждой выплаты по ОСАГО.
При этом необходимо сразу исключать любое навязывание «через верх» программных решений, исполнителей или готовых структур данных. Выбор технической реализации и исполнителей должен быль исключительной прерогативой менеджмента страховой компании.
 
Игорь Любашенко:
InsCom