ОСАГО: Контроля не будет

опубліковано 13 трав. 2010 р., 06:33 Igor Lubashenko   [ оновлено 10 серп. 2017 р., 08:57 ]
Игорь Леонидович Любашенко
Руководитель портала POLIS.ua   
Предисловие
Совершенно случайно узнал, что без предъявления в МРЭО квитанции об уплате штрафа невозможно пройти техосмотр. При этом, если не предъявить квитанцию в 15-идневный срок, постановление может быть направлено в исполнительную службу для взыскания штрафа в двойном размере.
Первый встретившийся инспектор ГАИ мне это подтвердил. На мои возражения, что обязанность сообщать об уплате штрафа нигде не прописана, а безосновательное обвинение в неуплате законопослушного водителя вообще абсурд он ответил – «можно сказать и так, но техосмотр вы не пройдете». При чем здесь препятствие в техосмотре автомобиля к наказанию водителя, который может ездить по доверенности на чужом автомобиле, я спрашивать уже не стал.
 
По дороге в МРЭО рассуждаю: задача отслеживания уплаты штрафов в общем-то простая – получил необходимую информацию из банковской выписки и сравнил с базой нарушений по номеру постановления. Но проблема в том, что авторы новых штрафов так увлеклись, что забыли о технологии - штрафы выписывает ГАИ, получателем денег является Госказначейство, а взаимодействия между ними нет. И переложили проблему на водителей.
Для получения информации о поступлении штрафа органы ГАИ могли бы использовать, например, механизм учета поступления налогов, разработанный ГНА, с помощью «кодовой строки» в тексте платежа. Все платежи с определенной кодовой строкой, которая должна содержать номер постановления, либо идентификационный код плательщика, ежедневно выгружаются в электронном виде из базы платежей казначейства для использования в ГАИ.
 
Прибыл в МРЭО. Тут все в старых традициях – много дверей и ни одной надписи относительно квитанций. Спросить тоже не у кого. Становлюсь в очередь наугад, узнаю о необходимости наличия ксерокопии квитанции, далее - поиски ксерокса, отсутствие сдачи, снова в ту же очередь, обещание, что данные будут занесены в базу и фраза напоследок: «Квитанцию храните два года». На вопрос «Зачем» ответ – «На случай, если что-то случиться с базой». Очевидно, теперь к привычке терять документы добавилось что-то, что может случиться с базой и всеми резервными копиями за 2 года.
 
Контроль страхователей по ОСАГО
2004 год, вводится Закон об ОСАГО. Основные цели принятия закона– введение скидок для безаварийного страхователя и контроль за наличием полиса.
Для отслеживания страховой истории водителя необходим идентификатор. В разработанном полисе в качестве идентификатора остается номер водительского удостоверения (ИНН убрали из полиса на этапе согласования). Но случаи не заполнения, отсутствие механизмов контроля ошибок при заполнении, отсутствие связи со старым удостоверением при выдаче нового, наличие 3-х типов полиса на практически исключают техническую возможность реализации работоспособной системы бонус-малус на основании страховой истории клиента в базе данных. Неужели сразу было не ясно - если четкий порядок идентификации страхователя не продуман, то и бонус-малус работать не будет.
 
Контроль наличия полиса ОСАГО
Задача по контролю наличия полиса, в общем-то, простая – сравнил базу данных полисов и базу данных МРЭО по номеру автомобиля и вычислил незастрахованные автомобили. Но, оказывается, и это можно сломать: обозначенный в законе 2-й тип полиса ОСАГО, позволяющий использовать любой автомобиль, разрушил привязку полиса к автомобилю. Не введено правило, определяющее необходимость наличия полисов не только для автомобилей, которые движутся, но и для тех, которые стоят. В результате уничтожена возможность наиболее эффективного контроля наличия полиса - на уровне баз данных.
 
Централизованная база данных МТСБУ
База данных проданных полисов МТСБУ успешно работала в конце 90-х примерно до 2001-го года, когда ее использование плавно прекратилось. Обозначенная же в Законе 2005-го года база данных создается по сей день. Если бы все участники были заинтересованы в базе данных, она была бы уже давным-давно. Почему ее нет? Вопрос риторический. Страховщики стараются держаться подальше от государства, не без основания считая, что, в отличие от западных стран, наше государство не помогает бизнесу, а давит его, старается побольше отобрать. Между страховщиками доверия тоже не много. И когда очередной страховщик, лоббирует своего исполнителя базы данных, остальные опасаются, что собранные данные о страхователях будут слиты исполнителем этой компании. В моторном бюро никто не гарантирует, что это не произойдет. На сегодняшний день наполнение базы по полисам немногим более 50%, по выплатам же процент наполнения очень низкий. Для справки, 10 лет назад, в 1999 году показатель наполнения базы данных составлял около 80%.
 
Связь баз данных МТСБУ и ГАИ
На сегодняшний день образцом взаимодействия различных баз данных на страховом рынке может послужить информационная система InsCom, которая осуществляет контроль платежей по страховым полисам в автоматическом и полуавтоматическом режиме. Совместное эффективное и координированное использование баз данных существенно увеличит качество предоставляемых услуг СК, а также поможет СК практически избежать случаев мошенничества. Связь с базой данных регистрации автомобилей позволила бы осуществить контроль за наличием полиса, а эффективная связь с базой ДТП помогла бы реализовать систему бонус-малус, оперативность выплат страховыми компаниями, объективную оценку стоимости автомобиля с учетом его старых повреждений. Но переговоры с ГАИ длятся уже более 10-и лет. Государство, призванное обеспечить эффективный (не побоюсь этого слова) механизм проведения данного вида страхования в вопросе взаимодействия МТСБУ и ГАИ, как и в случае с взаимодействием ГАИ и Госказначейства при контроле уплаты штрафов заняло позицию – «договаривайтесь сами». И дело тут не в технологиях. Нетрудно догадаться, что вариант открытия доступа к базе ГАИ навсегда, тем более, бесплатный маловероятен. При каждой смене руководства все переговоры начинаются с начала.
Но даже при наличии доступа всех страховщиков к базе ДТП оперативность выплат не увеличится, поскольку в наших условиях информация из базы данных долго не будет рассматриваться в качестве официального документа.
Поэтому упор делался и делается на проверку инспекторами ГАИ полисов на дороге – методы те же, что и при проверке квитанций об уплате штрафов. При проверке полиса инспектора ГАИ, скорее всего, не будут разбираться в типах полисов, льготных категориях и других особенностях полиса, а, в лучшем случае, проверяют наличие полиса и срок.
 
Резюме: ничего (эффективного) не будет
Почему в обозримом будущем не стоит ожидать контроля? Если хотели бы, можно было сделать давно. Но, наверное, единственный исчерпывающий ответ на вопрос «почему не будет контроля» - «потому что». Много раз наблюдал похожую картину – висит «кирпич», через 10 метров надпись «проезд запрещен», цепь поперек дороги, а дальше – полно машин. Из той же серии ржавые, битые автомобили на дорогах со свежим талоном пройденного техосмотра.
Все как-то приспособились, привыкли, наладили связи, каждый нашел свою нишу. Найден баланс личной выгоды и интересов страны. И вроде и не так все плохо, но с одной оговоркой - если только не смотреть, как это работает в Европе, куда мы так стремимся. Там государство помогает и страховщикам, и страхователям, все продумано, а производительность труда в 18 раз выше, потому что информацию передают по Интернет, а не перевозят по одной квитанции на автомобилях.
 
Анекдот напоследок
За прошедшие 10 лет из России за границу на заработки выехало 5670 физиков, 1349 химиков, 986 биологов и ни одного гаишника.
 
Игорь Любашенко: 
InsCom