Письмо в МТСБУ по проблемам Централизованной базы данных и путям их решения

опубліковано 28 лют. 2017 р., 23:36 Igor Lubashenko   [ оновлено 28 лют. 2017 р., 23:38 ]

№ 212 от 20.03.2012                                     

Генеральному директору МТСБУ

Загребному В. Н.

Уважаемый Вадим Николаевич,

В 1998 году в МТСБУ нашей компанией впервые на украинском рынке была создана и успешно функционировала база данных по полисам и выплатам ОСАГО и ЗК. Страховые компании получали специализированные бюллетени со статистическими отчетами в различных разрезах.

К сожалению, с тех пор решения по автоматизации обработки информации по полисам и выплатам принимались не всегда на основе опыта в автоматизации данного вида страхования. Спустя 14 лет с момента успешной реализации базы данных МТСБУ, и 7 лет с момента вступления в силу профильного Закона база данных (т.е. достоверная и своевременная информация) отсутствует. Рынок работает практически «вслепую», достоверная статистика для расчета тарифов отсутствует. Поэтому и проблемы на рынке начинаются уже при уровне выплат в 48% - одни компании терпят убытки, другие получают сверхприбыли. В то же время, например, российский рынок работает на убыточности 77%, а многие страны – до 90%. По величине покрытия, качеству урегулирования, расходам на ведение дела, реальной защите участников дорожного движения мы находимся на последнем (!) месте среди стран системы Зеленая Карта.

Сегодня необходимо вернуться к сути базы данных, к ее целям. В Законе сказано: «містить  відомості  про  чинні та припинені договори обов'язкового страхування цивільно-правової відповідальності,  страхові випадки,  що мали місце, транспортні засоби та їх власників».

Для успешной реализации базы данных необходимо уделить внимание всей цепочке формирования данных – от ввода на местах, до загрузки данных в ЦБД. Главная задача - максимально оперативно (день-в день) формировать данные на местах. Это основная задача, и для ее решения необходимо:

  1. Простая структура файлов, формируемых в страховых компаниях – только неободимые для централизованного учета поля.

  2. Однозначный, простой и неизменный алгоритм (логика) формирования данных, описанный в одном документе. Т.е. хорошая методология.

  3. Организационная и техническая помощь страховому рынку по формированию информации по каждому полису и каждой выплате, оперативной передачи в МТСБУ.

  4. Принятие всех передаваемы данных и помощь страховым компаниям в недопущении ошибок в дальнейшем.

Итак, основная цель – своевременность передачи и достоверность (чистота) данных в ЦБД. Это и есть требование Закона, которое не выполнено. В то же время, вместо выполнения положений Закона ставятся другие задачи – реализация в рамках ЦБД элементов бухгалтерского учета, финансовая отчетность, закрытие периодов, учет бланков по агентам и даже хранение в ЦБД скан-копий европротоколов(!). Эти Задачи не имеют отношения к Закону, а их выполнение отвлекает рессурсы и время от выполнения требования Закона, усложняет и делает невозможным на практике их выполнение.

Более того, в данной реализации требования Закона могут быть вообще не выполнены. Почему? В базе данных изначально отсутствувет целостность и лаконичность построения учетной модели. Сегодня ЦБД – это громоздкая реализация, со сложной и неоднозначной методологией, с несвойственными функциями, огромным количеством избыточных данных и сложной логикой. Все это препятствует и делает невозможным своевременный сбор достоверных данных от страховщиков. Но ЦБД еще и не пропускает данные, которые соответсвуют проданным полисам но не проходят программную проверку – т.е. препятствует попаданию в ЦБД уже имеющейся информации о полисах и осуществленных выплатах. За время проекта три раза менялась структура данных, постоянно вносятся изменения в существующий порядок формирования данных. Для сведения – только описание структуры передаваемых таблиц и перечня ошибок 114(!) страниц. Это 104 поля в полисе, 70 полей в виплатах, контроль 160 (!) ошибок. Пока в компаниях агенты продают полисы «в поле» (а вопрос продажи с помощью компьютера и отказ от хождения наличных разработчиком не поднимался), зачем вводить эти данные, как они используются для эффектисновсти ОСАГО?

Но главное - принятые методы учета вообще делают невозможным обработку уже внесенных данных, а всю проделанную работу – бессмысленной. В базе данных смешались разные коды для обозначения одного и того же, в т.ч. и в рамках одной компании. Применение кодов справочников, которые не соответствуют естественным данным (присутствующих в полисе либо в Законе), вводят в заблуждение и приводят к искажению данных в ЦБД:

1. Тройные коды (причем имеющие одинаковое написание в разных реализациях, но обозначающие разные типы) типа ТС.

2. Двойные коды статусов договоров.

3. Несоответствие кода зоны коду, прописанному в Законе.

4. Различные коды типов транспортных средств для внутреннего страхования и ЗК.

5. Не соответствие срока действия в инструкции не соответсвует реальному, естественному сроку и приводит к искажению данных: 2 – 1 месяц, 3 – 2 месяца … 13 – 1 год.

6. Принцип списания бланков датой ввода данных - получить объективный отчет по отчетному месяцу невозможно.

7. Используемые справочники населенных пунктов регистрации ТС и марок /моделей МТСБУ не поддерживаются.

8. Отражение данных о количестве и сумме заявленных и урегулированных страховых событий имеет в ЦБД свою трактовку, которая отличается от отчетности Госфинуслуг. В результате достоверно посчитать процент урегулирования невозможно.

Это далеко не полный перечень недостатков методологии, которые делают невозможным провести достоверный анализ по базе данных даже при наличии данных. Для того, что бы окончательно в этом убедиться, можно еще проанализировать особенности учета поличенных/начисленных премий, учету премий при переоформлениях. Страховщики, имеющие (согласно Закону) доступ к данным, сейчас могут оценить качество, детализацию статистических отчетов и из пользу для рынка (например, для расчета тарифов. Проблема системы бонус-малус, которая является ключевой в данном виде страхования, решается только с помощью ЦБД просто проигнорирована). Это результат того, что база создавалась специалистами, не имеющими успешных внедрений баз данных в данном виде страхования (СК «Гарант-авто», определившая исполнителя, сама отказались от разработканного ими же хранилища), так и не имеющими желания сделать процесс учета простым и эффективным.

Результат такого подхода - спустя годы, потраченные на реализацию базы данных, нет достоверной информации. И это после 15 лет существования данного вида в Украине. Ценность ее для участников рынка практически нулевая.

В результате совершенствования ЦБД технологии учета в СК откатываются назад – под страхом наказания за несоответствие цифр (автоматически это сделать уже практически невозможно) отчеты снова корректируются вручную, по принципу «чего изволите» (хотите такую цифру – такую получите). Вместо информационных технологий обработки данных в ОСАГО приходит «ручное управление».

   В данный момент сложилась ситуация, когда система принятия организационных решений, механизм определения технических решений, не говоря уже о непосредственной реализации и обеспечения актуальности данных делает невозможным реализацию положений Закона, уменьшает эффективность данного вида страхования, создает дополнительные проблемы для страховых компаний.

Хотел бы, имея успешный многолетний опыт в автоматизации данного вида страхования (в т.ч. и успешную реализацию ЦБД МТСБУ) предложить сотрудничество. Наш опыт и программные наработки позволяют реализовать все задачи по совершенствованию и автоматизации процессов МТСБУ - от учета данных в централизованной базе данных до регламентных выплат и регрессно-исковой работе.
    В результате такого сотрудничества можно совместно сделать очередной шаг в увеличиении эффективности данного вида страхования и реализовать  положения Законом по ЦБД.

Учитывая то, что информационная система МТСБУ, созданная ООО „Украинские страховые информационные системы” года является примером успешного внедрения и использования, есть все основания для создания эффективной ЦБД, ее дальнейшего развития. Наша компания имеет опыт и наработки по учету информации по данному виду как в страховых компаниях (Приложение №2) так і в МТСБУ (Приложение №1, 3).

С уважением,

  Игорь Любашенко
  Директор ООО "Украинские страховые технологии"
  www.ins.com.ua


 
Приложение №1
Отзыв МТСБУ о реализации ЦБД

 
Приложение №2
Отзыв члена МТСБУ - СГ ТАС
 
Приложение №3
Отчеты по ЦБД реализации 97-99 года.




Comments