СК "Гарант-АВТО" ("Generali Garant")

опубліковано 24 лист. 2009 р., 06:26 Igor Lubashenko   [ оновлено 10 серп. 2017 р., 09:03 ]
Юрий Александрович Лахно
Президент СК "Гарант-АВТО"
 
Идея создания страховой компании
Понимая, что в новых условиях необходимо развивать коммерческое направление, в 1991 г. при Минтрансе решили создавать страховую компанию. Доверили создавать страховую компанию Юрию Лахно, который в то время работал проректором по учебной работе в Институте повышения квалификации при Минтрансе и подходил для такой работы.
С целью изучения опыта создания страховой компании группа в составе Юрия Лахно, Ивана Гуминского, Сергея Волковского и 15-и безопасников в марте 1992 г. на несколько дней выехали в Москву, в "Русскую транспортную страховую компанию" ("РТСК"), созданную при Минтрансе России. Для непринужденного общения и вхождения в доверие решили привезти с собой водку. Что-бы она не разбилась, безопасник из Днепропетровска сложил все бутылки в мешок с семечками, а мешок взвалил себе на плечи. Иван Гуминский потом подшучивал, что СК “Гарант-авто” начинали с мешка семечек. Семечки, кстати, оказались неплохими.
 
СК "Гарант-АВТО"
Страховую компанию изначально хотели создать при Минтрансе, но выяснилось, что в то время государственное предприятие не могло быть учредителем коммерческой структуры. В результате учредителями стали:
  1. СК "Трекс", Россия – правила страхования и другие ноу-хау, оцененные в 80 тыс.рублей.
  2. Корпорация "УкрАВТО" – 15 тыс. долларов, внесенных в рублях по курсу на день оплаты.
  3. Союз автолюбителей – 1 тыс. долларов.
  4. Банк "Украинская финансовая группа" (Собственник Валерий Бабич) - 150 тыс. долларов, что составило 86% акций.
Название придумали "Гарант". Это название отражало суть, на многих языках звучало одинаково и менять его не хотели. Но регистратор сказал, что такое название компании уже есть, можно "Гарант-2", "Гарант-3" и т.д. Тогда придумали созвучное со словом "Гарант" слово "авто". Получилось красиво - "Гарант-АВТО".
За месяц осуществили регистрацию страховой компании. Устав подписывал Александр Бондарь, в последствии Председатель фонда госимущества и народный депутат Украины.
Первый офис - комната в 12 квадратных метров, 3 стола, 8 стульев. Штат компании составлял 12 человек. На собрания все старались приходить заранее, т.к. опоздавшие вынуждены были стоять.
 
Поиски партнеров
Начав деятельность, поехали в Россию искать партнеров. Предложения о сотрудничестве там отвергли, ответив: “Если мы решим – сами приедем и сами будем все страховать. Кто вы такие и зачем вы нам нужны?”
Когда не получилось в России – поехали в Европу. Первые контакты были со Страховой группой "AXA". Подробно изучили систему построения группы и, в частности, асистанса "SFA Assistance", с которым начали сотрудничество в 1993 г.
Потом обращались в украинские страховые компании. В "Омете-Инстер" Владимир Шевченко и Игорь Сахар дали правила КАСКО, правда на английском языке. В "Гарант-АВТО" их перевели, упростили, адаптировали к национальным особенностям и менталитету. Эти правила долго использовалось не только в "Гарант-АВТО" (19-е правило), а и на всем украинском страховом рынке. С "Ометой-Инстер" стали продавать совместные полисы КАСКО на условиях сострахования.
Начали вести переговоры и перенимать опыт СК "Галинстрах" (Президент Владимир Романишин). В результате переговоров завязалось сотрудничество по реализации полисов Синей Карты на условиях сострахования с долевым участием 50/50.
Следующей компанией была СК "Скайд". В узкой комнате за компьютером сидел Президент СК "Скайд" Евгений Ананко. На вопрос, что такое страхование, он ответил: "Это бег на длинные дистанции. Остановился – тебе труба". На просьбу чем-то помочь, дал договор страхования финансовых рисков, правда, без тарифов, сославшись на коммерческую тайну.
Так были наработаны страховые продукты КАСКО и финансовых рисков. Накопительным страхованием решили не заниматься.
 
Первый договор страхования
Первый крупный договор финансового риска заключили с Белоцерковским отделением банка "Аваль" - риск не возврата кредита на приобретение товаров народного потребления. Страховая сумма - 25 млн.руб.
И наступил страховой случай. Товар завис, кредит не вернули. Страховую сумму решили выплачивать. Выплачивали с оборота – от новых поступлений страховых платежей по КАСКО и по страхованию финансовых рисков.
С самого начала уделяли большое внимание формированию резервов для обеспечения платежеспособности компании. Началась гиперинфляция. Юрий Лахно каждый день распоряжался осуществлять страховые выплаты до 10 утра, т.к. после 12-и будет уже большая сумма.
Зарплата всегда платилась "по-белому", что в последствии положительно отразилось на размерах пенсий.
 
Филиальная сеть
Сразу определились, что компания будет сетевой и начали формировать филиальную сеть. На местах искали людей через систему Минтранса. Подбирали директоров, ранее не работавших в страховых компаниях, а главных бухгалтеров - только из старых советских честных бухгалтеров. Кадры воспитывали сами. И не ошиблись - 7 руководителей работают и сегодня.
При работе с филиалами использовали децентрализованный подход. Филиалы имели финансовую свободу, держали риски и осуществляли выплаты. В результате, за счет использования предприимчивости и заинтересованности на местах платежи были выше, а выплаты оптимизировались.
Набравшись опыта продажи Синих Карт на западной границе, решили расставить своих агентов на всех пограничных переходах. На Волыни собрали всех директоров филиалов. Показали, как это должно выглядеть: "Домик, земля, нужно договориться". Определили нормы и показатели работы.
Охватили всю границу, года два работали одни, без конкурентов. Все сделали без связей - директора филиалов сами наладили отношения на местах. Новым страховым компаниям потом трудно было вклиниться в сложившуюся систему отношений, они восхищались талантом Юрия Лахно, который это смог сделать. Позже, по аналогии с Синей Картой стали продавать Зеленую Карту.
Юрий Лахно всегда считал, что лучше взять потенциального талантливого конкурента к себе на работу, платить ему большую зарплату, выиграть время, расслабить его, все "его" сделать "своим", заставить работать на себя, чем конкурировать с ним. Поэтому одно время думал пригласить Владимира Романишина для совместной работы в Киев, подыскивали ему квартиру на Печерске. Этот переход поддержало правление СК «Галинстрах». Но Владимир Романишин в силу особенностей своего характера (по мнению Юрия Лахно) не решился в то время переехать в Киев.
 
Моторное бюро
Когда у Юрия Лахно возникла идея создать моторное бюро, он с сожалением узнал, что опоздал - бюро уже создавалось, и занимался этим Валерий Камшиков (Президент СК "Украина"). В состав учредителей входило четыре страховые компании. Юрий Лахно обратился к Валерию Камшикову с просьбой включить и "Гарант-АВТО" в учредители моторного бюро, убеждал, что компания хорошо работает, занимается автострахованием, продает полисы на границе даже больше, чем "Галинстрах". Но получил отказ. Пообщавшись с другими руководителями выяснил, что отказ получили и они, в том числе и Председатель правления НАСК "Оранта" Степан Груша. Вскоре у Степана Груши в "Оранте" собралась инициативная группа, которая приняла решение провести учредительное собрание для создания своего моторного бюро. Учредительное собрание провели в СК "Сайд". В нем участвовало 17 страховых компаний (в т.ч. СК "Гарант-АВТО" и СК "Галинстрах"), которые и создали существующее моторное бюро. Президентом МТСБУ по предложению Юрия Лахно был избран Игорь Гавриленко.
Позже, когда с должности Президента МТСБУ сместили Игоря Гавриленко, появилось недовольство страховщиков. Заручившись поддержкой Игоря Яковенко, Председателя Укрстрахнадзора, предложили на эту должность Николая Лутака (заместителя Игоря Яковенко). В пользу Николая Лутаха было хорошее знание законодательной базы и профессионализм.
Весной 1999 г. на общем собрании МТСБУ был избран Николай Лутак. С Николаем Лутаком была договоренность о либерализации фондов моторного бюро и взаимоотношений со страховыми компаниями. В последствии, по мнению Юрия Лахно, эти договоренности не были выполнены, что и привело к переизбранию Николая Лутака. Президентом моторного бюро был назначен Владимир Романишин.
 
Закон о ОСАГО
После принятия в первом чтении Закона о ОСАГО, который был создан депутатами Михаилом Добкиным и Александром Морозовым как компиляция эстонского законов и законов некоторых других стран, Юрий Лахно возглавил рабочую группу и доработал его для подачи на второе чтение в Верховный Совет. В рабочую группу входили Юрий Лахно, Павел Фурсевич, Александр Дробот, Алексей Полищук. Но не все, что хотелось, уже можно было изменить.
 
Зеленая Карта
СК "Гарант-АВТО" отстоял право самостоятельно печатать для себя полисы Зеленой Карты. Это давало существенную экономию для "Гарант-авто", а те, кто лишился монополии на изготовление полисов - потеряли прибыль. Спустя некоторое время на западной границе "Гарант-АВТО" передала двух проворовавшихся агентов правоохранительным органам для возбуждения уголовного дела. Агенты дали показания, что ворованные деньги передавали директору филиала, а тот – Юрию Лахно. Юрия Лахно назвали лидером организованной преступной группировки. Юрий Лахно не испугался, аргументировано озвучил свою жесткую позицию и конфликт быстро замяли (из филиала позвонили и говорят: “Все проверяющие куда-то пропали”). "Гарант-АВТО" продолжала самостоятельно изготавливать полисы Зеленой Карты.
В одно время в Одессе агенты передавали Зеленые Карты молдавским страховым компаниям под реализацию. Полисы передавались в Молдавию, доллары ввозились в Украину. Когда начались проверки, и выяснилось, что валюта ввозится, а не вывозится, сотрудники СБУ похвалили Юрия Лахно.
Несколько раз приезжали бандиты. Но, увидев, что зарплата платится "по белому", нет нарушений и сверхприбылей, оставили в покое. Потом даже страховали свои машины.
 
Успехи СК "Гарант-АВТО"
Компания в 1996 г. занимала 3-е место на рынке по поступлению страховых платежей, получила диплом победителя финансового рейтинга в номинации "Лучшая страховая компания Украины”, проведенного еженедельником "Бизнес" по результатам 1997 г.
Юрий Лахно всегда боролся с попытками растащить или обанкротить компанию. В то же время было понимание необходимости привлечения стратегического инвестора. Но только тогда, когда западные страховые компании начали приходить на украинский рынок, контрольный пакет акций компании продали австрийскому страховщику Generali Vienna Group AG. Компания получила новое имя - "Generali Garant".
Получится ли у новых хозяев продолжить славный путь компании, каким он был при Юрии Лахно – покажет время.
 
Игорь Любашенко: 
Проект InsCom: История страхования