"Укргосстрах" (НАСК "Оранта"), Декрет "О страховании"

опубліковано 18 січ. 2010 р., 01:26 Igor Lubashenko   [ оновлено 14 жовт. 2013 р., 08:25 ]
Николай Яковлевич Тригуб
Экс-Председатель правления НАСК "Оранта"
 
Николай Тригуб работает в страховании с 1982 года. Сначала директором управления "Госстраха" Черкасской области, потом с 1987 года заместителем начальника Главного управления "Госстраха" Украины, а с 1991 года первым заместителем Главного управления "Укргосстраха" (с 1994 года НАСК "Орната"). С 1997 года по август 1999 года - Председатель правления НАСК "Оранта". Длительное время работал по совместительству доцентом Киевского национального экономического университета имени Вадима Гетьмана.
 
Как начинался страховой рынок
С 1921 года на территории Украины действовала одна страховая компания – "Укргосстрах" системы "Госстраха", всю деятельность которой регулировало государство. Монополия "Госстраха" закончилась с принятием в 1988 году Закона СССР "О кооперации". Страхованием разрешили заниматься кооперативным, а в 1990-м году также акционерным и взаимным обществам.
Основная проблема этого периода – отсутствие законодательной базы. Как следствие, местные администрации вмешивались в деятельность создаваемых компаний. Когда в 1990 году в Черновцах появилась одна из первых кооперативных страховых компаний, руководитель областного управления "Госстраха" обратился к руководству "Укргосстраха": "Мне уже не дают работать!". Минфин, в подчинении которого находился "Укргосстрах" отослал местному Исполкому гневное письмо типа: "Кто позволил разрушать стройную систему страхования?!". Так силовыми методами, давлением через власть не давали развиваться рынку.
В сложившихся условиях у руководства "Укргосстраха" сформировались диаметрально противоположные позиции относительно принципов работы в новых условиях. Так, заместитель Председателя правления "Укргосстраха" Николай Тригуб, который неоднократно встречался с зарубежными представителями, отстаивал принципы рынка, конкуренции, делегирования полномочий дирекциям "Укргосстраха". В то же время Председатель правления "Укргосстраха" (в последствии НАСК "Оранта") Степан Груша стоял на позиции сохранения монополии "Госстраха", жесткой вертикали управления, сохранения монополии государства в страховании. Мнения разделились и в коллективе. Даже сегодня одни "орантовцы" считают, что был прав Степан Груша, другие - что Николай Тригуб.
 
Создание законодательной базы
В 1991 году СССР распался, Украина стала самостоятельно решать все вопросы страховой деятельности. Но перед самым распадом союза "Госстрахом" был разработан проект Закона "О страховании". Вариант его был направлен и в "Укргосстрах", где его, естественно, рассмотрели, переработали и отправили в Кабмин Украины. Параллельно, в порядке личной инициативы проект Закона разработал и Евгений Ананко, опубликовал его в газете "Украина-Business" и тоже направил в Кабмин. На эти проекты Законов были поручения вице-премьера Олега Слепичева "доработать и согласовать". Состав комиссии по доработке Закона: Е.Ананко, В.Бродский, И.Гордиенко, Н.Кравченко, С.Сосновский, В.Стецюк, Н.Тригуб, А.Филонюк, В.Шевченко. После доработки Закон содержал 38 статей.
В это время набирала обороты "Украинская финансовая группа" Валерия Бабича. Американские партнеры Валерия Бабича выступили инициаторами создания в Америке "Украинского юридического страхового фонда". Задача Фонда – создание страхового законодательства для Украины на основе мирового опыта. Учредители фонда предложили провести экспертизу проекта Закона в Америке с участием юристов-страховщиков из многих стран (в отличие от нашей практики на западе были узкоспециализированные юристы). "Укргосстрах" тоже стал участником этого Фонда и в июле 1992 года Николай Тригуб, Валерий Бабич, его заместитель Вячеслав Скригин и помощник Олега Слепычева Сергей Иващенко отправились в Новый Орлеан. За три дня постатейно прошлись по варианту Закона. Вся тяжесть комментирования легла на Николая Тригуба, поскольку Валерий Бабич был организатором. Юристы только задавали вопросы как мы понимаем ту или иную статью Закона, без особых комментариев. Прощаясь, пообещали прислать свои комментарии и свой готовый проект Закона, соответствующий мировым стандартам. К сентябрю 1992 года они действительно прислали комментарии к нашему проекту Закона (в приложении к данной статье приведена копия документа) и свой проект Закона. Украинские специалисты прочитали "американский" проект Закона и увидели, что по форме, структуре, стилю изложения, терминологии он серьезно отличается от наших Законов. Поэтому приняли решение взять за основу все же наш проект Закона и доработать его в соответствии с предоставленными предложениями и комментариями. В ходе доработки количество статей увеличилось с 38 до 61. Закон направили в Кабмин, а затем, одобренный Кабмином - в Верховный Совет Украины. Уже в период доработки его в соответствующем комитете Верховного Совета Украины по инициативе премьер-министра Украины Леонида Кучмы Верховный Совет передает полномочия по принятию нормативных документов (декретов) по экономическим вопросам, не урегулированных Законов, Кабмину. И проект Закона, уже согласованный в комитете Верховного совета, был возвращен в Кабмин. Окончательно редактировал Закон Сергей Терехин, многое было вычеркнуто и добавлено что-то свое. Вместо Закона появился Декрет Кабмина "О Страховании", который вышел в мае 1993 года. Из 61 статьи сталось 45 статей. Нормативная база страховых компаний создавалась на основе существующих документов "Укргосстраха".
Даже в этот период, вплоть до выхода Закона "О страховании", Председатель правления "Госстраха" Степан Груша по-прежнему с помощью административных органов на местах, пытался остановить выход на рынок новых страховых копаний и усложнить работу уже существующих. Однако, можно сказать, что, несмотря на сопротивления, в этот период был создан страховой рынок, появлялись участники, с которыми уже приходилось считаться. Положительную роль в развитии рынка страхования сыграло и создание Лиги страховых организаций Украины. Однажды в "Укргосстрах" пришел Юрий Лахно (Президент созданной при Минтрансе СК "Гарант-авто") и сказал: “Весь транспорт наш, а вы осуществляете обязательное страхование пассажиров. Давайте делиться, что бы мы не писали в Кабмин.”. Степана Грушу пришлось очень долго убеждать подписать соглашение с "Гарант-авто", и оно было подписано. СК "Гарант-авто" и "Укргосстрах" начали страховать пассажиров на транспорте совместно, что дало хороший толчок для развития СК "Гарант-авто".
 
Подрыв доверия к страхованию
Главный недостаток Декрета "О страховании" был размер уставного капитала для страховых компаний в 5 тыс. долларов. "Укргосстрах" категорически возражал против этого. Что такое 5 тыс. долларов? Даже по одному застрахованному автомобилю нельзя было гарантировать возмещение ущерба. В то же время, появившиеся страховые компании обвиняли "Укргосстрах" в нежелании выпускать из своих рук монополию и давать дорогу развитию рынка. В результате появление большого количества мелких компаний принесло много беды и клиентам, и обанкротившимся компаниям, что в очередной раз подорвано доверие к страхованию.
Еще при союзе было государственное обязательное страхование имущества, в том числе урожая сельскохозяйственных предприятий. Благодаря этому ввели в колхозах гарантированную денежную оплату труда колхозников вместо трудодней. В 1987 году, после нескольких безубыточных лет по инициативе Совмина Союза были изъяты из страховых резервов в бюджет на другие нужды все временно свободные средства, а это миллиарды рублей. На следующий год - большая засуха. Пострадали Украина, Казахстан, Поволжье, Россия, а денег в резервах уже нет. Этим было подорвано доверие сельхозпредприятий к страхованию. Понемногу все же выплачивали, это тянулось до 1992 года, когда новые страховщики начали выступать за его отмену, и обязательное сельскохозяйственное страхование отменили.
Было также подорвано доверие и к страхованию жизни. В тот период страхование было довольно популярным – договоры по долгосрочному страхованию жизни были более чем у 90% работающего населения. На момент обретения независимости все резервы "Укргосстраха" по страхованию жизни на счетах Сберегательного банка оказались на корреспондентских счетах Сбербанка бывшего Союза (то есть – в Москве) и в последствии обесценились. Остались обязательства перед 17 млн. страхователями на сумму свыше 10 млрд. советских рублей. Теперь, после индексации, эта сумма составляет около 10 млрд. гривен.
Было еще обязательное страхование домашнего имущества граждан. "Укргосстрах" выплачивал нормально, но уже начались инфляционные процессы и обесценивание денег. Другие страховые компании выступали с требованием об отмене и этого обязательного вида страхования. Особенно активную роль в этом принимали "АСКА" и "Гарант-авто". При каждом удобном случае они доказывали, что нужно вообще отменить данный вид, поскольку "Укргосстрах" не хочет пускать в него другие компании. Со своей стороны "Укргосстрах" не возражал против внесения изменений в механизм его проведения, однако настаивал на сохранении принципа его обязательности. А в результате обязательное страхование домашнего имущества отменили, был разрушен механизм его проведения. Таким образом, население, особенно сельское, оказалось не защищенным. Другие страховые компании так и не пришли на защиту сельского населения. И об этом вспоминают все после каждого наводнения или других стихийных бедствий.
 
Преобразование "Укргосстрах" в НАСК "Оранта" и приватизация
Созданная 16 октября 1991 года Украинская государственная коммерческая организация ("Укргосстрах") на базе Главного Управления государственного страхования Украины 7 сентября 1993 года была реорганизована в Национальную акционерную страховую компанию "Оранта" (НАСК "Оранта"). Учредителем от государства выступил Фонд государственного имущества Украины (ФГИ). Название поменяли, стараясь отойти от старого дискредитированного названия.
В 1994 году встал вопрос о приватизации. Днепропетровская, Донецкая, Запорожская, Луганская дирекции предлагали преобразовать "Оранту" в холдинг, поскольку дирекциям в условиях рынка становится сложно работать с юридическими лицами, им нужна была самостоятельность и статус юридического лица. Степан Груша был категорически против этого. В Киеве директор Днепропетровской дирекции Людмила Якименко хотела передать Степану Груше письмо с предложениями, умоляла выслушать ее. Но Степан Груша слушать ее не стал и высказал свое резко негативное отношения к таким предложениям. Это вызвало реакцию протеста в дирекциях. Теперь дирекции начали уже искать варианты, как бы совсем отойти от "Оранты". Главы областных администраций пробились к исполняющему обязанности Главы правительства Украины Ефиму Звягильскому, и тот в последний день исполнения обязанностей подписал распоряжение о преобразовании дирекций в самостоятельные компании. Дирекции вышли из состава "Оранты", самостоятельно провели процесс приватизации с использованием индексации, сумели выкупить свои акции и стали полноправными владельцами компаний.
Николай Тригуб с самого начала предлагал проиндексировать ваучеры сотрудников и основные фонды "Оранты", в результате чего трудовой коллектив смог бы выкупить 90%-100% акций и стать собственником "Оранты". Степан Груша был против этого, он опасался, что новые собственники его не изберут руководителем, будет разрушена вертикаль управления, компания перестанет быть государственной. Как такое количество акционеров может принимать решения? Не продадут ли они тут же за бесценок свои акции иностранцам? Предложенная Николаем Тригубом индексация проведена не была, и на ваучеры трудовой коллектив смог выкупить только 22%. У государства в лице ФГИ остался контрольный пакет – 78%.
 
Передача государственной части НАСК "Оранта" "Госинвесту Украины"
ФГИ передал в уставный фонд АК "Госинвест Украины" (Президент Владимир Кузнецов) все находящиеся в государственной собственности акции НАСК "Оранта". У "Госинвеста" было свое видение дальнейшего развития компании. Степан Груша по всем вопросам занимал жесткую консервативную позицию и, естественно, с ними не сработался. Спустя год Председатель наблюдательного совета "Оранты" Александр Морозов распорядился Николаю Тригубу приступать к выполнению обязанностей, а Степану Груше предложил уйти. Степан Груша написал заявление и был назначен Директором Киевской областной дирекции НАСК "Оранта".
В июне 1997 года "Госинвест" провел общее собрание и Николай Тригуб был официально утвержден на должности Председателя Правления НАСК "Оранта". Позиции Николая Тригуба и "Госинвеста" не всегда совпадали. Тем не менее, Николай Тригуб, в отличие от Степана Груши дипломатично обсуждал все вопросы, стороны находили общий язык, Александр Морозов встречался с Николаем Тригубом регулярно после работы. Пили чай, Александр Морозов рассказывал о своем видении развития компании, своих планах. Николай Тригуб давал свою оценку предложениям с точки зрения законности и интересов компании.
В октябре 1998 г. постановлением Кабмина создан концерн "Оранта". В него вошли НАСК "Оранта", ЗАО "Оранта-Капитал" и ЗАО "Страхова компания "Оранта-Жизнь". Передача государственной части НАСК "Оранта" нравилось не всем, и Дирекции "Оранты" писали письма о том, что они недовольны "Госинвестом" и просят вернуть акции ФГИ. В ноябре 1998 выходит Постановление Верховного Совета, отменяющее Постановление Кабмина в части передачи акций ФГИ "Госинвесту" и создания концерна "Оранта" (Через 10 лет новые акционеры "Оранты" создали страховой Холдинг). Несмотря на Постановление Верховного совета, вмешавшегося в хозяйственную деятельность предприятия, пакет акций НАСК "Оранта" так и остался в уставном фонде "Госинвеста".
После того, как 1996 год "Оранта" закончила с убытками в 1,5 млн. гривен, то уже в 1997 году "Оранта" получила прибыль в размере 14 млн. гривен. Отчисленные в бюджет дивиденды в размере 1,2 млн. гривен составили 46% всех поступлений от принадлежащих государству акций. Акционерам-сотрудникам "Оранты" также были выплачены дивиденды. Так было и по итогам 1998 года.
Николай Тригуб был между двумя огнями – с одной стороны "Госинвест", с другой – трудовой коллектив. Александр Морозов был в хороших отношениях с Александром Разумковым (заместителем секретаря СНБО - руководителем Украинского центра экономических и политических исследований), познакомил с ним Николая Тригуба. Они убеждали Николая Тригуба, что нужно проводить в жизнь решения для изменения системы управления, перераспределения акций, в том числе передавать и иностранным инвесторам. Николай Тригуб отвечал, что статус Национальной компании, а так же обязательства государства по возмещению обесцененных страховых полисов по долгосрочному страхованию жизни не позволяют этого делать. Следует заметить, что вольности в операциях с государственными активами могли кончиться плачевно для руководителя, даже если с экономической точки зрения это было оправдано. Так, в 2003 году преемник Николая Тригуба Владимир Бондарь, бывший зам. Председателя НБУ, был привлечен к уголовной ответственности за размещение в 1997 году золотовалютных резервов в иностранном банке.
В это время кипрские компании начали выкупать акции у сотрудников "Оранты". И хотя Николай Тригуб всячески призывал не продавать акции, тем более, иностранным компаниям, процесс пошел. За последующие годы практически все акции трудового коллектива были выкуплены кипрскими компаниями. Значительно позже, через 5-7 лет, после того, как "Оранта" прекратила выплату дивидендов, Николай Тригуб тоже продал часть своих акций.
В мае 1999 года, после 2-х лет работы Николая Тригуба пригласили в Кабмин к заместителю министра Анатолию Толстоухову. Тот сказал, что нужно устроить руководителем "Оранты" Владимира Бондаря. Николай Тригуб ответил, что этот вопрос должно решать общее собрание акционеров. Собрание состоялось без участия Председателя правления "Оранты" Николая Тригуба несмотря на то, что он заболел и просил Александра Морозова перенести собрание на другой день.
Собрание не перенесли, заместителю Николая Тригуба Ярославу Покотило дают 20 минут для подготовки отчета и утверждают на пост Председателя правления Владимира Бондаря (экс-заместителя Председателя правления Национального банка). Николая Тригуба тоже оставили, поскольку не было оснований для увольнения, и с мая 1999 года было два председателя правления. Видя, что с Николаем Тригубом не получается договориться, ему уже начали угрожать. Приходили люди в штатском, вызывали в парк напротив для индивидуальной беседы. После нескольких таких разговоров Николай Тригуб подумал: "Действительно, уберут, и на этом все кончится" и в августе 1999 года написал заявление об увольнении.
Владимир Бондарь находился на посту руководителя компании всего год. По отзывам рядовых сотрудников "Оранты" зарекомендовал себя серьезным специалистом без проявления амбиций, быстро вник в специфику страхования, сохранил "старые" кадры.
В мае 2000г. постановлением Кабмина был ликвидирован "Госинвест Украины", государственные акции "Оранты" были возвращены ФГИ. Новые акционеры в лице ФГИ сместили Владимира Бондаря и Александра Морозова.
В последующие годы неоднократно менялось руководство "Оранты", приходили люди с разным менталитетом. Рядовые сотрудники вспоминают отдельные сложные периоды. Разрушалась основа стабильности коллектива - формировавшиеся десятилетиями "орантовские" традиции и обычаи. Начался массовый отток кадровых работников "Оранты" в другие компании, особенно из центральных подразделений. Из-за уменьшения агентов в регионах началась продажа помещений, в основном районных отделений.
Сконцентрировав у себя все государственные акции, ФГИ начал по частям их продавать.
 
Продажа "Оранты"
Согласно официальному сайту НАСК "Оранта" (декабрь 2009 года) можно получить информацию о владельцах компании.
Раздел "О компании": В 2007 году Фонд государственного имущества продал инвестору последний пакет акций, находящийся в государственной собственности. Компания стала частной.
Раздел "Новости": Стратегическим инвестором компании является группа казахстанских инвесторов в лице группы БТА.
Раздел "Связи с инвесторами": По ссылке "владельцы крупных пакетов акций" отсылает на сайт Государственной комиссии ценных бумаг и фондового рынка, на котором представлены акционеры, владеющие более 10% акций в 2008 году:
  • "БТА Банк", Казахстан - 14.010872%
  • "БТА Секъюритис", Казахстан - 21.161441%
  • Saleta Limited, Кипр - 24.985752%
  • Colorino Trading Limited, Кипр - 24.986193%
Итак, в результате, главным инвестором оказались кипрские оффшорные компании, принадлежащие явно не группе БТА и не Республике Казахстан. В самой "Оранте" не могут утверждать и подтвердить документально, кому принадлежат оффшорные компании Colorino Trading Limited и Saleta Limited.
На фоне этих событий название “Национальная акционерная страховая компания "Оранта" вводит в заблуждение, поскольку в Законе "О страховании" сказано: "…использование слов "государственная", "национальная" или производных от них в названии страховщика позволяется лишь при условии, что единственным владельцем такого страховщика является государство".
 
Частная "Оранта"
С точки зрения позиционирования как мощной национальной компании, выходящей на рынки других стран, решающей системные задачи украинской экономики (такие, как гарантии возвращения вкладов) "Оранта" потеряна. Может быть, в таком качестве ее и не возможно было сохранить…
И каков итог? Государство не смогло стать эффективным собственником, местные олигархи заинтересованы в перепродаже, иностранцы относятся к нашей национальной системообразующей компании как к обычному своему активу, трудовому коллективу собственником стать не дали...
Наверное, вариантом сохранения статуса компании было бы создание в 1994г. государственного концерна или холдинга и сохранение дирекций как самостоятельных субъектов хозяйствования. Но неизвестно, что лучше: государственная "Оранта", но убыточная и неэффективная (как до 2004г.), либо частная, с инвестициями, хорошими активами, высокой платежеспособностью, современным менеджментом (как после 2004г.).
Сегодня НАСК "Оранта" – просто одна из множества частных страховых компаний, хотя по-прежнему остается одной ведущих на рынке классического страхования.
 
Игорь Любашенко: Страховой портал Polis+
Проект: История страхования
 

Замечания Украинского Юридического Фонда относительно страхового закона 1992г.


Приложение: Замечания Украинского Юридического Фонда относительно предложенного страхового закона.
Используйте кнопки управления для листания. Для подробного просмотра кликните на изображении.
Если не открывается - вот прямой адрес - https://plus.google.com/photos/101482136569823511345/albums/5428019784671137137?banner=pwa