СК "Славия"

опубліковано 7 груд. 2009 р., 23:36 Igor Lubashenko   [ оновлено 30 квіт. 2010 р., 08:55 ]
Валерий Дисанович Петущак
Генеральный директор, Вице-президент СК "Славия".
Кандидат технических наук, старший научный сотрудник института кибернетики им. Глушкова

Хотели бы Вы очутиться на берегу океана и любоваться его красотами несколько месяцев? Хотите, но не можете оставить дела? Потеряете прибыль, вовремя не выплатите очередной кредит?
Валерий Петущак имел возможность любоваться океаном месяцами – в 1994 году он отправился вдвоем с женой на небольшой яхточке в кругосветное путешествие, которое длилось 4 года. Отдать швартовы было нелегко - за кормой оставался пост директора СК "Славия", которая в то время крепко стояла на ногах, имея в активе солидный пакет акций банка “Вiдродження”, членство в совете этого банка. Вернувшись, он обнаружил, что нет ни "Славии", ни банка, ни акций. Было над чем задуматься, нужно было вновь искать место в жизни. Но то чудесное путешествие, которое осталось за кормой славной яхты "Лелитка", конечно же, этого стоило.
Он загрустил. Загрустил оттого, что это было, наверное, последнее такое чудесное путешествие.

Идея страхования
Это была еще не кругосветка. В 1991г. Друзья яхтсмены предложили Валерию выйти в океан на днепропетровской яхте "Днепр". Во Владивосток пятитонную яхту перевезли на самолете "Руслан". Яхта пересекла Тихий океан и отдала якорь в Новой Зеландии. Прожив там пол года, Валерий Петущак смог ознакомиться с колоссальной ролью мировой финансовой системы и страхового бизнеса в ней. Он был поражен стилем работы страховых компаний в Новой Зеландии: у его знакомых на пляже украли машину с документами и с деньгами, они позвонили в страховую компанию, где была застрахована машина, и там ответили: «Идите в такую-то гостиницу, мы перечислим оплату за гостиницу и за питание. Завтра мы пригоним машину, на которой вы сможете вернуться домой и пользоваться ей, пока мы либо не найдем вашу машину, либо не дадим новую».
Вернулся из путешествия уже другим человеком. Да и страна была другой– военный коммунизм сменился НЭП-ом, разрухой, кризисом. В академическом институте, в котором он работал, серьёзных научных тем уже не было… А друзья из команды "Днепра" остались в Австралии на ПМЖ вместе с яхтой...
Валерий Петущак загрустил. Он влюбился в океан, в дальние страны, мечтал снова побывать там. Тогда он поклялся, что обойдет вокруг света на своей собственной яхте под украинским желто-голубым флагом.

Создание СК "Славия"
Через неделю после этого позвонил из Саратова Евгений Моторный, с которым в советские времена работали по спец. тематике. Предложил заниматься страховым бизнесом. Он почти год работал в СК "АСКО" в Саратове. Структура и организация СК "АСКО" ему не нравилась, и он решил создать страховую корпорацию, единую на две страны, с головным офисом в Киеве. Генеральным директором и Вице-президентом будет Валерий Петущак, а Президентом - Евгений Моторный. Евгений Моторный придумал название "Славия", а жена Валерия Петущака Наталия Македон придумала логотип в виде мамонта, т.к. охотники на мамонтов, поселившиеся на территории Украины в доисторические времена, по её убеждениям были родоначальниками индоевропейской расы, индоевропейской культуры и цивилизации.
Уставной фонд составлял 2 млн. рублей, из которых сразу было внесено 600 тыс. рублей. Учредителями были шесть физических лиц, в том числе Евгений Моторный, Валерий Петущак, Константин Шелехов. Так как деньги вносил только Евгений Моторный, то, и контрольный пакет, естественно был у него.
Валерий Петущак сразу предупредил акционеров: “Я работаю два года, и ухожу в кругосветку”.
Компанию зарегистрировали как первое в г. Киеве общество с ограниченной ответственностью. Помогал в регистрации компании Иван Салий, в то время председатель подольской районной администрации Киева. Компания расположилась на Подоле на ул. Игоревской.

СК "Славия" на страховом рынке
Первое время занимались автострахованием, но сказывалось отсутствие клиентской базы. В конце-концов обратились к страхованию кредитов. Начали работать с банками "Вiродження", "Авалем", "Укрсоцбанком" и другими банками. В то время банки выдавали практически необеспеченные кредиты, и страхование финансовых рисков было весьма и весьма актуальной необходимостью. СК "Славия" активно сотрудничала и с банками и с заёмщиками, способствовала возврату кредитов. Страховых случаев тогда было ещё не так много. СК "Славия" заработала репутацию компании, которая надёжно выплачивает возмещения. Это была принципиальная позиция её президента Евгения Моторного.
Банк "Украина" заинтересовался компанией и прислал ревизоров для определения возможности сотрудничества. Вся финансовая документация СК "Славия" была представлена ревизорам, и вскоре было принято положительное решение. Больше года страховали кредиты банка "Украина" (руководил банком тогда Виктор Ющенко), и за все время не было ни одного страхового случая, невозвраты кредитов удавалось предотвратить.
Однажды в компанию с предложением о сотрудничестве пришел Юрий Лахно (Президент СК "Гарант-авто"). Валерий Петущак сказал ему, что СК "Славия" самодостаточная компания, даже риски не перестраховывает. Уходя, Юрий Лахно сказал: “Вот у Вас на эмблеме мамонт изображен. Но мамонты же вымерли!”.
Дела шли очень хорошо, и в 1992-1993г.г. СК "Славия" выкупила 25% акций банка "Вiдродження". За два года работы было создано 105 филиалов "Славии" - дочерних фирм в Украине и России. Даже в Москве было 4 филиала "Славии". Широко использовали все виды рекламы, наружная реклама была во многих городах. СК "Славия-Донбасс" успешно конкурировала с донецкой СК "АСКА".
И в то же время работа с финансовыми рисками становилась всё более опасной, финансовый рынок всё более криминализовался. "Славии" пришлось пережить и ограбление. Провожая на работу, жена спрашивала: “Оружие взял?”. Вместо ответа Валерий Петущак лишь хлопал себя по карману.
Осенью 1993г. в Украине начали борьбу с инфляцией. Большие проблемы возникли и у банков, и у заёмщиков – начались невозвраты кредитов. СК "Славия" раздала все резервы. Но заслуженная репутация выручила и в этот раз - в 1994г. удалось продолжить нормальную работу.

Яхта "Лелiтка"
Осенью 1993г. киевский яхтсмен Николай Кузьменко предложил Валерию Петущаку поменяться яхтами (с доплатой). Валерий Петущак тогда готовился к путешествию на своей 7,5 метровой яхте, которая была явно маловатой для этой цели. Доплатив небольшую сумму, он стал обладателем надёжной, испытанной 9-метровой яхты, 12 лет тому назад построенной в Киеве Николаем Кузьменко. Яхту назвали "Лелитка", и зимой 1993г. начали готовить к путешествию.
Осенью 1994г., проработав в СК "Славия" вместо запланированных 2-х лет 3 года, отправился в путешествие. Руководство СК "Славия" передал своему 30-летнему сыну, а руководству банка "Вiдродження", где Валерий Петущак был членом совета, пообещал вернуться через год. В путешествие готовился идти один, но неожиданно согласилась идти на яхте жена. Ей уже пришлось пережить долгую разлуку во время первого путешествия мужа и не хотелось повторения.

Кругосветное путешествие
Осенью 1994г. Валерий Петущак со своей женой Натальей Македон на яхте "Лелiтка" из киевского крейсерского яхт-клуба отправился в кругосветное плавание. Через пол часа после отплытия "Лелитки" в яхт-клуб на машинах приехали бандиты. Рыскали по клубу, спрашивали: “Где Дисанович?”. К счастью, они немного опоздали. "Лелiтка" была очень близка к судьбе кареты Золушки, которая в полночь превращается в тыкву. А что было бы с капитаном лучше не думать.
Весной 1995г. яхта стояла на Канарах. Прилетели сыновья, убедиться, живы ли еще родители. В гости проезжал Анатолий Скопенко (основатель и руководитель банка "Вiродження"). Приезжали и другие гости из Киева.
Уже на противоположной стороне Атлантики пришла весть об аресте и заключении под стражу Анатолия Скопенко. Пока Анатолий Скопенко общался с прокуратурой, назначили нового председателя правления - Юрия Духоту (в конце 1999 года Юрий Духота был убит киллером). Через три месяца, извинившись, Анатолия Скопенко отпустили за недоказанностью состава преступления. Вернувшись в банк, он обнаружил, что сумма баланса сократилась с 31 до 12 трлн. карбованцев, спасти банк было уже невозможно. Налоговая администрация подала в суд иск о признании банка банкротом. Пропали практически все деньги СК "Славия" и часть в уставном фонде банка, принадлежащего СК "Славия".
Это был удар.

Продолжение путешествия
С Канар отправились через океан к Панаме. В пути ели каши (просто заливая кипятком, чтобы не тратить газ) и супы (без специй и картошки).
Наталью Македон при каждом выходе в море сутки мучила морская болезнь, она лежала на спине и ничего не ела. Однажды жена сказала, что лучше бы вместо нее отправился сын, но Валерий Петущак ответил: “Ты что! Яхта ведь может утонуть”. После этого жена успокоилась.
Ночью Валерий Петущак одевал две рубашки, два свитра, две пары штанов, куртку, шерстяную шапку и сверху костюм-непромоканец. Днем одежда была не нужна.
Алкоголь помогал и скрашивал путешествие. Средняя норма в обычные дни - 30г. виски или водки. Что бы расслабиться и заснуть после нескольких ночных бессонных вахт в качестве "снотворного" – 2-3 рюмки по 50г. Лечился Валерий Петущак голодом, употребляя только кипяченую воду. Супруга использовала традиционные методы лечения и, однажды, начитавшись подаренного медицинского справочника, сделала вывод о своей скорой смерти. Долго обсуждала с мужем, что делать с ее телом. Предложила завернуть в спальник, и, привязав якорь бросить в воду. Но Валерий Петущак пожалел якорь, и вопрос остался открытым.
Из-за повреждения яхты 9 месяцев прожили среди аборигенов в Новой Зеландии.
По пути в Австралию в 12-и бальный шторм оторвало руль. Яхта оказалась неуправляемой, и жена потребовала включить передатчик сигнала SOS. Валерий Петущак убедил ее не делать этого, т.к. спасают только людей, а он не оставит яхту и не откажется от продолжения путешествия.
Другая поломка задержала яхту на год в Австралии. Не имея средств ни к существованию, ни на ремонт яхты, Валерий Петущак устроился на работу в мастерскую случайного знакомого-сварщика. Через пару месяцев дело пошло, заработки увеличились, и Валерий Петущак предложил супруге остаться в Австралии на 3 года. Предложение было отклонено.
На обратном пути в Индийском океане Валерий Петущак сделал открытие относительно неверной трактовки формулы Эйнштейна E=mc2. После этого последовало еще несколько планетарных открытий, что явилось предметом серьезных дебатов с супругой. Позже, этот участок путешествия вспоминался как самый тяжелый.

Завершение кругосветки
Летом 1998г. путешественников встречали в Киеве.
Валерий Петущак и Наталья Македон - первые украинцы, совершившие кругосветное путешествие на яхте, их имена будут вписаны в историю независимой Украины.
За кормой осталось 12 морей, 3 океана (Северный ледовитый оставили ледоколам), 30 000 миль, 18 стран. Путешествие длилось 1399 дней.
Валерий Петущак увидел, что нет уже ни "Славии", ни банка "Вiдродженя", ни бандитов.
После краха банка "Вiродження" и остановки инфляции в 1995г. СК "Славия" начала потихоньку "садиться". В 1997г. начали закрываться "Славии" и к 1998г. их не осталось ни одной. Все прошло тихо, без громких процессов.

Возвращение в страхование
А в 1999 году Валерия пригласили возглавить СК "Рокада". Очень изменилась Украина за годы отсутствия. Невероятно трудно было начинать всё с начала. Но принципы, проверенные в годы работы в "Славии", помогли. СК "Рокада" постепенно приобретала доверие и рынок клиентов. На досуге Валерий Петущак писал книгу о своём путешествии, которую назвал "Солоний гопак". Книга вышла в 2005г. Не забытыми остались и физические идеи, которые пришли в голову и были продуманы ещё в океанах. В 2008 -2009г.г. были написаны и опубликованы две научные работы: "Релятивистская динамика и физика Ньютона. Эфир и классическая электродинамика" и "Ньютонова и галилеева электродинамика".
2009 год. Валерий решил уже постепенно расставаться со страхованием – очень тянуло снова в океан. Но кризис внёс серьёзные коррективы, над "Рокадой" нависли проблемы. Чтобы не подвести ранее застрахованных клиентов пришлось создать новую компанию, перевести туда риски и продолжить и работу в страховании. Снова Валерий Петущак руководитель страховой компании, теперь уже "Рiдна". А океан? Очень, очень хочется в океан. Останется ли ещё время на океан?

"Белые паруса. Капли океанских брызг на щеке. У каждого свое образное ощущение счастья. У меня – именно такое. Меня привлекает не столько попадание в конечный пункт перехода, сколько сам процесс путешествия: смотреть на океан, любоваться звездным небом".
 
Игорь Любашенко: Страховой портал Polis+
Проект: История страхования