16.09.2009 Кризис жанра российского страхового рынка

опубліковано 16 вер. 2009 р., 05:37 Igor Lubashenko   [ оновлено 27 жовт. 2009 р., 01:53 ]
Российский страховой рынок столкнулся не просто с финансовым кризисом, а с кризисом сложившейся системы. Только принятие срочных и комплексных мер способно предотвратить полный крах российского страхования.
Если взглянуть на статистику российского страхового рынка невооруженным глазом, то может показаться, что мировой финансовый кризис не сильно затронул отечественное страхование. В первом полугодии 2009 года по сравнению с первым полугодием 2008−го совокупный объем страховых премий без учета платежей по ОМС упал лишь на 8,1%. Величина снижения покажется незначительной, если сравнить ее с падением ВВП за тот же период (–10,4%), снижением индекса промышленного производства (–14,8%), грузооборота (–17,5%), объема строительных работ (–19,3%).
Произошедшие в российском страховании качественные изменения важнее и опаснее, чем количественные: мировой финансовый кризис привел к обострению внутренних проблем рынка, предпосылки которых были заложены в период бурного роста. В любой момент эти проблемы могут сдетонировать. Кризисные явления выражаются в том, что на страховом рынке возникают финансовые пирамиды — демпингующие компании, осуществляющие выплаты за счет страховой премии, собираемой с новых клиентов. Неминуемый уход таких игроков с рынка приведет к кризису доверия к страховым компаниям, еще большему падению добровольного спроса на страхование, росту страхового мошенничества. На этом фоне происходит рост уровня выплат: без учета операций по ОМС этот показатель в первом полугодии 2009 года по сравнению с первым полугодием 2008 года поднялся на 12,9 п. п. (с 36,9 до 49,8%).
Лидеры падения
Как показали результаты исследования рейтингового агентства «Эксперт РА», в наибольшей степени собранные страховые премии уменьшились у кэптивных компаний. Это стало прямым следствием сокращения страховых бюджетов их основных клиентов — ведь бизнес таких страховщиков наименее диверсифицирован и сильно завязан на одну финансово-промышленную группу.
Если посмотреть в разрезе видов страхования, то лидерами падения стали вмененные виды — кредитное каско и ипотечное страхование. Наибольшие объемы падения спроса на страховые услуги отмечаются по видам, еще недавно выступавшим локомотивами отрасли: по автострахованию (–13,2 млрд рублей за первое полугодие 2009 года по сравнению с первым полугодием 2008 года, по данным «Эксперт РА»), добровольному медицинскому страхованию (–4,0 млрд рублей), страхованию от несчастных случаев (–3,2 млрд рублей). В разрезе розница-корпоратив наиболее упало розничное страхование, так как корпоративный сегмент был в определенной мере поддержан введением новых обязательных видов страхования ответственности, а также ростом стоимости зарубежной перестраховочной защиты крупных рисков из-за девальвации рубля. В территориальном разрезе впервые после нескольких лет снижения доля Москвы в общем объеме собранной по стране страховой премии выросла с 40,9% в первом полугодии 2008−го до 47,4% в первом полугодии 2009 года.
Данные страховщиков демонстрируют существенное увеличение доли договоров с франшизой как в корпоративных, так и в розничных видах страхования, а также договоров с неполной страховой стоимостью. Что касается повышения роли франшизы, то в этом, безусловно, видно позитивное влияние кризиса, так как применение франшизы, особенно в массовых видах страхования, снижает расходы на ведение дела и повышает эффективность страхования, способствует оптимальной защите рисков. Напротив, рост масштабов недострахования — существенный шаг назад для отечественной страховой отрасли, отбрасывающий корпоративное страхование на несколько лет в прошлое. К сожалению, по-прежнему для большинства российских компаний страхование — это не инструмент грамотного управления своими рисками, а лишь статья расходов, финансируемая по остаточному принципу. Во время кризиса зачастую расходы на страхование сокращаются как «ненужные», что в результате еще больше снижает стрессоустойчивость российской экономики.
Евгений Решетин, заместитель директора финансового департамента компании «Капитал Страхование», в качестве главной тенденции прошедшего полугодия отмечает «возврат рынка к стадии неравномерного развития с точки зрения показателей сборов в различных регионах. В последние годы на Урале, в Калининграде и в региональных центрах европейской части России вслед за развитием экономики начал активно развиваться и страховой рынок. Но сейчас ситуация там вновь изменилась. И если в Москве, Санкт-Петербурге, нефтяных регионах ситуация на страховом рынке более или менее стабильна, то есть города и целые регионы, где, по нашим оценкам, объемы сборов резко упали. В ситуации, когда с очень серьезными проблемами столкнулись градообразующие предприятия, ни о корпоративном страховании, ни о страховании физических лиц говорить не приходится. В тяжелом положении оказываются как местные региональные страховщики, дальнейшее сокращение числа которых можно смело прогнозировать, так и филиалы московских страховых организаций. С большой вероятностью, на мой взгляд, можно прогнозировать, что большинство федеральных страховщиков будут в ближайшее время если не сокращать существующую у них региональную сеть, то, по крайней мере, замораживать планы по ее развитию».
Какова будет дальнейшая динамика страховых взносов? По прогнозу рейтингового агентства «Эксперт РА», прирост взносов за 2009 год составит –10% по сравнению с 2008 годом, а объем рынка по итогам года будет 500 млрд рублей. Начальник управления стратегических проектов ОСАО «Ингосстрах» Владимир Холин делает такой прогноз: «По консервативному сценарию страховой рынок по итогам 2009 года может сократиться на 12 процентов. Однако существует и более пессимистичный сценарий — падение рынка на 17,5 процента, до 458 миллиарда рублей. Наибольшее падение — более 20 процентов — продемонстрируют страхование автокаско, страхование от несчастных случаев, имущества юридических лиц от огня, страхование грузов».
Приблизились к точке кипения
Ситуация с убыточностью на страховом рынке ужасающая. Как показали результаты исследования «Эксперт РА», по итогам первого полугодия 2009 года усредненное значение комбинированного коэффициента убыточности страхового портфеля российских страховщиков вплотную приблизилось к стопроцентному уровню, составив 99,6%. Если, по данным за первое полугодие 2008 года, значение комбинированного коэффициента убыточности превышало стопроцентный уровень менее чем у трети российских страховых компаний, то в первом полугодии 2009 года этот показатель приблизился к 50%. Одновременно у каждой десятой страховой компании комбинированный коэффициент убыточности превысил 120%. Это означает, что страховая деятельность по таким компаниям не просто убыточна, а катастрофически убыточна. При этом очевидно, что доход от инвестирования страховых резервов и собственных средств страховщиков никак не может покрыть такие значительные убытки и вывести компанию хотя бы на нулевой уровень общей рентабельности деятельности.
Впрочем, ситуация, когда все плохо, может означать и возможности для развития. По замечанию вице-президента компании «Гута-Страхование» Арсения Пояркова, «у российских страховщиков есть огромный простор для маневра, связанный с возможностью сократить издержки, уменьшить непомерные агентские комиссии, выйти из убыточных непрофильных сегментов бизнеса и тем самым значительно повысить рентабельность операций». Как показывают результаты исследования «Эксперт РА», простор действительно огромен: убыточность растет из-за сочетания целого ряда факторов. Важнейшие из них — безудержный демпинг, девальвация рубля, рост частоты и масштабов страхового мошенничества, увеличение числа природных и техногенных катастроф, а также повышение расходов на ведение дела страховщиков ОСАГО из-за введения системы прямого урегулирования убытков.
Как отмечает Владимир Холин, «первое полугодие 2009 года показало, кто есть кто на рынке: слабые игроки пытаются задержаться на рынке путем демпинга, сильные — за счет усиления сервисной составляющей, а также более внимательного подхода к выработке новых антикризисных продуктов». «В борьбе за клиента ряд страховщиков готовы опустить тарифы ниже всех разумных пределов, — дополняет Кирилл Бобыльков, руководитель управления маркетинга СК “ВТБ Страхование”. — Естественно, что подобная позиция сказывается на надежности таких страховщиков. Дешево не значит надежно. В погоне за низкими тарифами клиент в реальности может остаться без страховой выплаты — у демпингующего страховщика может просто не оказаться достаточных средств для выплаты страхового возмещения».
Тему продолжает Игорь Иванов, заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантия»: «Демпинг в автостраховании пока еще не охватил весь рынок, но в столичном регионе он, несомненно, отрицательно сказывается на развитии этого сегмента. В такой ситуации, как ни банально, самой эффективной мерой борьбы с демпингом мы считаем повышение качества услуг тех компаний, которые нашли мужество и мудрость не ввязываться в борьбу за клиента по тарифам, которые приведут рынок к катастрофе. Именно высокий уровень обслуживания может убедить клиента не покупать каско дешево, который, как показывает практика, может обернуться для него большими проблемами».
Помимо демпинга на рост убыточности, особенно в автокаско, повлияла произошедшая девальвация рубля. Комментирует исполнительный вице-президент группы «Ренессанс Страхование» Сирма Готовац: «Девальвация рубля оказывает существенное влияние на убыточность страховых компаний. Например, ремонт машины напрямую зависит от курса доллара, так как автодилеры покупают запчасти за границей. Но колебания курсов валют и инфляционные процессы можно нивелировать с помощью грамотного андеррайтинга и диверсификации портфеля как по типам клиентов, так и по регионам и видам бизнеса. При условии, что компания работает по адекватным тарифам, а ее портфель сбалансирован, серьезных сложностей, несмотря на снижение рентабельности бизнеса, у компании возникнуть не должно».
На фоне кризисных явлений, происходящих в экономике, отмечается всплеск страхового мошенничества. По свидетельству участников рынка, вдвое участились случаи разбойного нападения на склады, намного чаще стали пропадать грузы с фур. Рост случаев мошенничества зафиксирован и в титульном страховании, где «внезапно» появляются лица, имеющие право собственности, которые не были выявлены до момента продажи. Возрастает число поджогов залогового имущества.
В числе важных причин роста убыточности можно назвать увеличение количества техногенных катастроф, связанное с недостаточным вниманием к технике безопасности. Кроме того, на количество и объем выплат влияет ухудшение криминогенной обстановки в ряде российских регионов.
Значительный удар по финансовому положению российских страховщиков нанесло и введение в действие новшеств в ОСАГО. Директор департамента автострахования ГСК «Югория» Сергей Мезенин поясняет, что «значительное влияние на рынок автострахования оказал экономический кризис и, как его следствие, рост убыточности ОСАГО. Территориальные коэффициенты на рынок ОСАГО значительно не повлияли, условно их можно рассматривать как своего рода компенсацию за увеличение мошенничества недобросовестных страхователей».
Разрушить пирамиды
Российские страховщики, в отличие от банков, не получили никакой помощи со стороны государства и остались один на один с кризисом. «Пока никаких антикризисных мер по поддержке страхового рынка государством принято не было. Невидимая рука рынка сама распределит все ресурсы и расставит всех участников страхового рынка по своим местам», — говорит Илья Богданов, начальник отдела стратегического развития СК «Согласие».
По мнению специалистов «Эксперт РА», если срочно не остановить демпинг, следует ожидать краха страхового рынка. Все силы надзорным и антимонопольным органам необходимо бросить на борьбу с созданием финансовых пирамид на страховом рынке. Финансирование самих страховых компаний будет иметь смысл только при выходе рынка из кризиса и уверенном росте спроса на страховые услуги.
Евгений Решетин предупреждает, что «борьба с недобросовестной конкуренцией — очень неоднозначная проблема. Опасно перегнуть палку и удариться в другую крайность — ценовой сговор, который вполне логично вызовет соответствующую реакцию со стороны антимонопольных органов. Можно говорить о создании крупными надежными страховщиками пулов по страхованию различных рисков. Можно пытаться достучаться до потребителей через организацию совместных публикаций об опасностях демпинга. Это все обязательно надо делать, но главное — лидеры рынка должны сами не вступать в “гонки цен”. Надо дать страхователю понять, что он получает либо дешевизну, либо качество».
В соответствии с совместно разработанной «Эксперт РА» и Ассоциацией региональных банков «Россия» концепцией развития российской финансовой системы, необходимо принять срочные меры по минимизации вероятности появления на российском страховом рынке страховых и финансовых пирамид. В числе важнейших мер — введение института ответственного актуария при одновременном изменении правил расчета страховых резервов в соответствии со стандартами МСФО, а также должности внутреннего контролера, проверяющего деятельность страховой компании на соответствие требованиям законодательства. Кроме этого необходимо осуществлять проверку качества активов страховщиков на неотчетные даты при некотором смягчении требований к составу и структуре активов, принимаемых в покрытие страховых резервов и собственных средств. Важно регулярно и своевременно разглашать информацию о жалобах, поступающих в надзор в связи с задержками и отказами в выплатах. Давно назрела необходимость существенно ужесточить ответственность руководства и владельцев страховщиков за доведение компании до банкротства.
 
 
| Наталья Комлева, Алексей Янин, журнал «Эксперт»
Comments