Заявление Президента УФС Александра Завады по злоупотреблениям Госфинуслуг

опубліковано 16 лист. 2010 р., 02:00 Igor Lubashenko   [ оновлено 16 лист. 2010 р., 02:11 ]

Заявление УФС №3 (15 ноября 2010) в связи с многочисленными фактами злоупотреблений при применении мер воздействия должностными лицами Госфинуслуг
Общепризнано, что страхование, как и другие виды финансовых услуг, требует от государства значительных усилий для установления и поддержания очень строгих правил игры для всех участников рынка, и прежде всего, для страховщиков.

Учитывая, что страховщики получают оплату за свои услуги наперед, поддержка их удовлетворительного финансового состояния является главным фактором способности страховой компании выполнить свои обязательства в будущем. Поэтому в любой стране основным направлением деятельности регулятора рынка финансовых услуг является контроль за достоверностью отчетности учреждения, оценка его реального финансового состояния, соблюдение установленных требований к резервам, платежеспособности и капиталу.

 Но Госфинуслуг подруководством В. А. Волги и некоторые должностные лица Комиссии, ответственные за применение мер воздействия, по всем признакам, в своей деятельности руководствуются иными, чем требования законов Украины, устоявшаяся международная практика и ответственность перед обществом, критериями.

Спекулируя на теме проверок и предписаний, эти должностные лица вместо системной работы по оздоровлению рынка и его развития направляют крайне ограниченные государственные ресурсы на организацию системного административного давления на страховщиков.

Результатом таких действий является не только отсутствие позитивных сдвигов в развитии страхового рынка, но и существенное ухудшение положения компаний, которые даже в этих невероятно трудных обстоятельствах стараются работать по цивилизованным, европейским правилам.

Только по одному виду страхования - обязательному страхованию ответственности автовладельцев, перераспределение рынка в пользу компаний, исповедующих недобросовестные методы конкуренции, в частности демпинг, прикрытый недостоверной отчетностью и бездействием Регулятора, составило в течении второго и третьего квартала более семидесяти миллионов гривен.

УФС обобщила меры воздействия, которые применялись Госфинуслуг к членам федерации. В результате установлено, что должностные лица Комиссии допускают присвоение себе функций судебных и других органов, в частности, путем установления юридических фактов, вмешиваются в сугубо договорные правоотношения (например путем требования уплаты пени), трактуют на собственное усмотрение условия договоров страхования, а также игнорируют нормы законов Украины.

В своих предписаниях должностные лица Госфинуслуг обязывают провести страховые выплаты вопреки условиям договора страхования, в частности, неправомерно указывают на необходимость применения общей нормы договора страхования, в то время, как со страхователем при заключении договора были согласованы специальные условия, игнорируют прямо определенный в договоре размер франшизы.

Несмотря на отсутствие доказанных фактов страховых случаев, не предоставление страхователями соответствующих документов, подтверждающих такие факты, в частности от компетентных органов, должностные лица Госфинуслуг неправомерно обязывают осуществлять выплаты страхового возмещения.

Своими предписаниями должностные лица Госфинуслуг заставляют страховщиков осуществлять страховое возмещение сверх размера прямого убытка, понесенного страхователем, что противоречит требованиям статьи 9 Закона Украины «О страховании». Предписания принимаются даже в случаях, когда страхователь не выполнил обязанностей, предусмотренных условиями правил и договора страхования, в частности, не уплатил страховой платеж.

Даже тогда, когда риск не принимался на страхование, должностные лица Госфинуслуг обязывают осуществлять страховое возмещение. В одном из таких случаев только благодаря своевременному вмешательству Кабинета Министров Украины, акционеров и руководства страховщика, сплоченности страховщиков-членов УФС удалось предотвратить огромные потери как для рынка так и для государства, в частности, избежать международного скандала с государством - стратегическим партнером Украины, спровоцированного неправомерными действиями регулятора по отношению к представителю системного бизнеса.

Следствием таких незаконных действий Госфинуслуг является вымывание средств страховых резервов, создается поле для коррупции и злоупотреблений через принуждение страховщиков выплачивать страховые возмещения конкретным лицам, а в результате - без источника финансирования остаются выплаты тысячам добросовестных страхователей и потерпевших.

Отсутствие анализа практики применения Регулятором мер воздействия делает работу Госфинуслуг непрозрачной, предоставляет должностным лицам возможность при одинаковых условиях принимать различные, даже противоположные по своей сути решения, приводит к созданию искусственного информационного вакуума, неопределенности и непрогнозируемости действий регулятора.

Апелляционная комиссия Госфинуслуг действует формально, практически во всех случаях подтверждая неправомерные решения, как правило, не приостанавливая действие предписаний на время их рассмотрения, не сообщая о принятых решениях, а в тех случаях, когда такое уведомление страховщик получает - в нем отсутствует какая-либо мотивация. Если срок исполнения предписания истек в период разрешенного правовыми актами апелляционного обжалования, не устанавливается новый срок, не выдается справка об отсутствии невыполненных мер воздействия.

Таким образом, страховщики полностью лишены возможности защиты нарушенных вследствие неправомерных действий должностных лиц Госфинуслуг прав.

Даже в случае обращения в суд и отмены судом неправомерного предписания, как правило, вернуть переплаченные средства невозможно, или сумма расходов на это превышает размер средств, подлежащих возврату, а должностные лица Госфинуслуг, вопреки решению суда, продолжают в аналогичных случаях принимать неправомерные решения.

Поэтому Госфинуслуг, наделенная законодательством значительными полномочиями, не обеспечив прозрачных и предсказуемых процедур регулирования и критериев их применения, присвоив себе не предусмотренные законодательством полномочия и игнорируя требования законодательства, получила неограниченную власть над рынком и использует ее вопреки задачам, возложенным на Регулятор.

Украинская федерация страхования требует от Председателя и должностных лиц Госфинуслуг, ответственных за применение мер воздействия, безусловного соблюдения требований законодательства, прекращения системного административного давления на страховщиков, призывает, применяя весь набор властных полномочий Регулятора (проверки, предписания, дополнительные аудиторские проверки т.д.), усилить контроль за достоверностью отчетности страховщиков, на основе оценки реального финансового состояния, принять меры по обеспечению выполнения требований законодательства к резервам, платежеспособности и капиталу, осуществлению других неотложных мер по оздоровлению страхового рынка Украины и его развитию.
 
Александр Завада:Президент УФС
Комментарий к заявлению
 
Предложение:
Разделение страхования на схемное и классическое.
Применение к ним различных требований (к резервам, платежеспособности и т.д.).
 
Схемному страхованию резервы не нужны, а применение «очень строгих правил игры для всех участников рынка» без такого разделения будет проблематичным.
Членов УФС в первом приближении можно классифицировать как "крупные классические страховщики".
 
Игорь Любашенко
 

Comments